Конституционный суд высказался по важнейшему вопросу о сроках давности по спорам о взыскании коррупционного имущества в пользу государства. На данный момент таких сроков в законодательстве нет, а если их введут, они должны существенно превышать стандартные три и десять лет.
Кроме того, судьи высказались и относительно того, должны ли применяться сроки исковой давности к деприватизационным спорам, не связанным с коррупционными нарушениями.
История вопроса
Краснодарский краевой суд направил запрос в Конституционный суд РФ для проверки пяти статей Гражданского кодекса. Суд хотел прояснить вопрос о сроках исковой давности при взыскании имущества по коррупционным делам. Практика применения сроков давности в таких случаях сильно различалась – одни суды применяли сроки давности, другие нет.
Вопрос приобрел особую актуальность из-за увеличения числа исков Генпрокуратуры о конфискации компаний у собственников, подозреваемых в коррупции. Если в 2019-2020 годах прокуратура подавала по одному такому иску, то в последние два года их количество сильно выросло, писал портал Право.ru.
Позиция Конституционного суда
КС подчеркнул, что коррупция разрушает систему публичной власти и подрывает веру граждан в закон. Государство обязано делать попытки незаконного обогащения бессмысленными. Изъятие коррупционного имущества представляет собой не гражданско-правовую меру, а способ защиты демократического строя. А короткие сроки давности мешают неотвратимости наказания для коррупционеров, которые активно скрывают нарушения и препятствуют проверкам, используя служебное положение.
«Недопустимым является такое использование защиты закона и суда – включая сроки давности, – если притязания лица на применение в его отношении юридических средств защиты основаны на их недобросовестном использовании в противоправных целях», – подчеркнули судьи.
КС также дал четкие указания на будущее. Законодатель может оставить текущую ситуацию без сроков давности. Однако если он решит ввести сроки, они должны значительно превышать обычные три и десять лет. Для таких сроков потребуются специальные правила исчисления. Кроме того, сроки давности нельзя будет применять в случаях, когда коррупционер противодействует расследованию.
Суд особо подчеркнул важный принцип: недобросовестное поведение коррупционера лишает его права защищаться ссылкой на истечение сроков давности. При этом решение КС имеет строго определенную сферу применения – оно действует только для исков Генпрокурора и его подчиненных по коррупционным делам и не затрагивает дела о нарушении порядка приватизации.