Оглавление

Как заставить местные власти отремонтировать дорогу

История

Одна сельская дорога находилась в ужасном состоянии, ее никто не чинил и не содержал. Она не числилась как объект недвижимости в ЕГРН, была вне реестра муниципального имущества и реестра автомобильных дорог общего пользования местного значения. Состояние дороги не устраивало некоторых жителей села, у которых не было другого пути к их домам. Но администрация не отвечала на обращения.

Суть иска

Один из сельчан подал к администрации сельского поселения иск о включении дороги в реестр муниципального имущества и в реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения. Еще он потребовал приводить дорогу в порядок: устранять колейность, просадки грунта, застой воды и другие дефекты.

Позиция первой инстанции

Требования надо удовлетворить, поскольку административный ответчик не принял мер по обращениям истца в досудебном порядке

Позиция второй и третьей инстанции

Отклонить требования, поскольку дорога не сформирована как объект недвижимости, сведения о ней не внесены в ЕГРН.

Позиция Верховного суда

Нижестоящие суды разрешили дело неверно, поскольку согласно КАС административный ответчик должен доказывать законность своего бездействия. Он этого не сделал. Кроме того, содержание дорог относится к полномочиям органов местного самоуправления. В этом случае — органов местного самоуправления сельского поселения (согласно закону субъекта). И право граждан на доступ к объектам транспортной инфраструктуры нельзя ставить в зависимость от бездействия административного ответчика, который не исполняет своих обязанностей.

Итог

Дело отправили на пересмотр.

Определение № 46-КГ23-2-К6 от 5 апреля 2023 года

arrow