КОММЕРСАНТЪ: О ПРОДЛЕНИИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ДЛЯ ЗОУИТ

Правительство предлагает продлить еще на пять лет переходный период для действия норм о зонах с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Разобраться в том, зачем и почему это понадобилось, «Коммерсанту» помог управляющий партнер Land Law Firm Денис Литвинов.

Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Переходный период по действующим нормам завершается 1 января 2026 года, теперь его планируют продлить до 2031 года. Речь идет о регулировании особого режима использования территорий — например, санитарно-защитных, охранных и приаэродромных зон.

В 2018 году провели комплексную реформу ЗОУИТ — установили закрытый перечень таких зон, регламентировали порядок их установления и закрепили необходимость включения данных о них в ЕГРН для повышения прозрачности этих режимов. Однако реформу не запустили в полной мере, поскольку это требовало подготовки подзаконных актов — прежде всего, положений о каждом виде ЗОУИТ.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, необходимость продления вызвана неготовностью этих положений. Без них может возникнуть правовая неопределенность и «существенные риски» для градостроительной деятельности.

Что осталось неурегулированным

По словам Литвинова, Земельный кодекс установил общие правила для всех зон, однако в отношении каждого вида ЗОУИТ большое количество специальных вопросов так и не урегулировали на уровне правительственных актов.

«Порядок создания, изменения и прекращения ЗОУИТ, ограничения в пределах зоны, органы, уполномоченные на принятие решений об их создании, сроки установления зоны, объекты и территории, в отношении которых устанавливается ЗОУИТ — это далеко не полный перечень вопросов, которые остались неурегулированными Правительством РФ для целого ряда зон до настоящего времени», — отметил эксперт.

Почему продление необходимо

Денис считает, что продление переходного периода позволит избежать серьезных правовых проблем.

«Невозможность корректного применения закона на практике привела бы к правовой неопределенности для субъектов регулирования. И частные субъекты-землепользователи, и органы публичной власти оказались бы в ситуации, когда обязанность установления ЗОУИТ в конкретных границах уже наступила, а процедура их установления не была бы еще урегулирована Правительством РФ. То есть формально обязанность наступила, последствия ее неисполнения должны применяться, а закон исполнить невозможно», — пояснил он.

Эксперт предупредил, что такая ситуация могла бы «вызвать избыточное усмотрение контролирующих органов», которые в условиях правовой неопределенности могут сами формулировать некие «временные правила».

«Да, через определенное время будут появляться ведомственные письма-разъяснения, формироваться судебная практика. Но, как мне кажется, лучше продлить переходный период и отсрочить вступление в силу закона, чем порождать очередную проблему правоприменения», — резюмировал Литвинов.

В качестве негативного примера эксперт привел переход на новые санитарные правила (СанПиНы), которые вступили в силу 1 января 2021 года. Многие отраслевые нормы, положения и регламенты Роспотребнадзора вышли позднее. В результате правоприменители не понимали, какие старые требования отменены, а какие действуют, а региональные органы Роспотребнадзора давали несовпадающие рекомендации.

Законопроект № 1076640-8

Юристы

Юристы

Денис Литвинов

Генеральный директор Управляющий партнер
arrow