Юридический справочник землепользователя

1.4. Виды разрешённого использования участка

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Вид разрешённого использования является одной из важнейших характеристик земельного участка, определяющей возможности и ограничения при использовании земельного участка, в т. ч. назначение объектов капитального строительства, которые могут быть возведены на земельном участке.

Как правило, виды разрешённого использования утверждаются в составе градостроительных регламентов, содержащихся в ПЗЗ и применяющихся в пределах границ соответствующей территориальной зоны в отношении определённой категории земель. При этом в силу прямого указания п. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий (основных) видов разрешённого использования выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пп. 4 п. 5 ст. 8 закона № 218-ФЗ, пп. 3 п. 22 Порядка ведения ЕГРН[1] вид (виды) разрешённого использования земельного участка указывается в записи кадастра недвижимости о земельном участке в качестве дополнительных сведений путём указания:

  • установленного вида разрешённого использования – на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешённого использования;
  • вида разрешённого использования земельного участка из числа видов разрешённого использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок.

Необходимо отметить, что градостроительный регламент может быть утверждён только в отношении земель определённых категорий.

Таблица 1. ПРИМЕНИМОСТЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ К ЗЕМЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

На следующие земельные участки действие градрегламентов (в том числе ограничения по ВРИ) не распространяется:

  • участки в границах территорий памятников и ансамблей, включённых в реестр, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными ОКН;
  • участки в границах территорий общего пользования;
  • участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
  • участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых (п. 4 ст. 36 ГрК РФ).

Федеральный классификатор видов разрешённого использования и его применение

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ вид разрешённого использования земельных участков определяется в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Первоначально классификатор видов разрешённого использования был утверждён Приказом Минэкономразвития № 540 от 24.12.2014. Классификатор содержит пояснения по допустимой деятельности по каждому ВРИ, включая ограничения по высотности объектов жилой застройки.

В 2020 году полномочия по утверждению классификатора ВРИ были закреплены за Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Во исполнение этого положения принят Приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/04124, которым утверждён новый классификатор. Данный Приказ Росреестра вступил в силу 05.04.2021.

Отметим, что первоначальная редакция классификатора ВРИ в приказе Росреестра полностью дублировала ранее утверждённый приказом Минэкономразвития классификатор ВРИ, так что издание приказа было связано исключительно с формальной передачей полномочий.

Согласно п. 11 ст. 34 закона № 171-ФЗ разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Таким образом, в отношении земельных участков, сформированных до вступления в силу классификатора ВРИ, изменять разрешённое использование не требуется.

П. 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешённого использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

До 1 января 2021 года орган местного самоуправления муниципального образования (в федеральных городах – высший исполнительный орган региона) обязан внести изменения в ПЗЗ в части приведения ВРИ земельных участков, установленных градрегламентом, в соответствии с ВРИ земельных участков, предусмотренными классификатором (п. 12 ст. 34 закона № 171-ФЗ).

При наличии несоответствия ВРИ земельного участка классификатору правообладатель может обратиться в уполномоченный орган (государственной власти или МСУ) с заявлением об устранении несоответствия, которое должно быть рассмотрено в течение 1 месяца (п. 13 ст. 34 закона № 171-ФЗ). Принятое решение об установлении соответствия является основанием для внесения изменений в кадастр недвижимости. Отказ или бездействие уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления могут быть обжалованы в суде[2].

Основные группы ВРИ

Перечень видов разрешённого использования, установленного в классификаторе, можно разделить на следующие основные группы.

Таблица 2. ГРУППЫ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ВРИ

Наряду с указанными группами классификатор содержит такие группы ВРИ, как транспорт (7.0), обеспечение обороны и безопасности (8.0), деятельность по особой охране и изучению природы (9.0), использование лесов (10.0), водные объекты (11.0), земельные участки (территории) общего пользования (12.0). К последнему ВРИ отнесено размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населённых пунктов.

Отметим, что текстовое наименование ВРИ земельного участка и его код (числовое обозначение) являются равнозначными.

Также в соответствии с примечанием № 2 к классификатору содержание ВРИ, перечисленных в нём, допускает (если федеральным законом не установлено иное) без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию следующих объектов:

  • линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения);
  • защитных сооружений (насаждений);
  • объектов мелиорации;
  • антенно-мачтовых сооружений;
  • информационных и геодезических знаков;
  • объектов благоустройства.

В правоприменительных актах отмечается, что данное положение следует понимать как дополнение к любому из видов разрешённого использования, указанному в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом, и размещение соответствующих объектов допускается на земельных участках с любым видом разрешённого использования, что подтверждается судебной практикой[3].

Определение и изменение видов разрешённого использования в отношении земельного участка, на который распространяется утверждённый градрегламент

В случае утверждения градрегламента в отношении территориальной зоны он включает в себя информацию о трёх категориях видов разрешённого использования (далее – ВРИ):

  • основные;
  • вспомогательные;
  • условно разрешённые.

Основные виды разрешённого использования отражают то назначение земельных участков и объектов капитального строительства, которое, по мнению разработчиков ПЗЗ, предпочтительно в рамках конкретной территориальной зоны. Правообладатель земельного участка, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, вправе выбирать любой из предусмотренных градостроительным регламентом основных видов разрешённого использования без дополнительных разрешений и согласований, при условии соблюдения требований технических регламентов (п. 3 ст. 85 ЗК РФ, п.п. 3, 4 ст. 37 ГрК РФ).

Следует помнить, что законодательство не запрещает правообладателю участка выбрать несколько основных ВРИ[4], что осуществляется путём внесения в ЕГРН соответствующих сведений о нескольких ВРИ на основании заявления правообладателя.

Сложившаяся судебная практика исходит из того, что выбор ВРИ должен не просто осуществляться собственником путём формирования воли, а должен выражаться в форме конкретного обращения правообладателя участка в  Росреестр с заявлением об изменении ВРИ и внесением соответствующих изменений в дополнительные сведения земельного участка (пп. 4 п. 5 ст. 8 закона № 218-ФЗ).

Так, суды исходят из того, что если фактическое изменение основного вида разрешённого использования по сравнению с данными кадастра произошло, но в ЕГРН не было внесено соответствующих изменений, то собственник может быть привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению[5].

В п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешённого использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 (далее в настоящем подразделе – Обзор), также указывается на то, что при наличии утверждённых ПЗЗ применительно к земельному участку, находящемуся в частной собственности, изменение сведений о разрешённом использовании (основные и вспомогательные ВРИ) производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учёта документов с использованием процедуры кадастрового учёта изменений объекта недвижимости.

В силу п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок (и расположенные на нём объекты недвижимости) признаётся не соответствующим градостроительному регламенту территориальной зоны, если ВРИ участка не входит в перечень ВРИ, утверждённых в составе градостроительного регламента. По общему правилу такие земельные участки (и объекты недвижимости) могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Однако реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Вспомогательные виды разрешённого использования также разрешены к выбору правообладателями участков без дополнительных разрешений и согласований, но только в качестве дополнительных по отношению к основным или условно разрешённым видам использования в силу прямого указания п. 1 ст. 37 ГрК РФ. Выбор вспомогательного вида разрешённого использования без выбора основного вида разрешённого использования противоречит ГрК РФ[6].

Аналогично в п. 5 Обзора подчёркивается, что выбор вспомогательного ВРИ в качестве дополнительного к основному ВРИ может осуществляться применительно к одному участку. Если лицу принадлежат два соседних участка (лицо планирует приобрести второй участок), то осуществление деятельности только в соответствии со вспомогательным ВРИ на одном участке (при одновременном осуществлении деятельности в соответствии с основным ВРИ на другом) будет противоречить ГрК РФ.

Устанавливать в градостроительном регламенте только вспомогательные виды разрешённого использования (не предусматривая основных) либо использовать земельный участок исключительно в соответствии с вспомогательным видом разрешённого использования недопустимо. При этом в Правилах землепользования и застройки обычно предусматриваются ограничения по использованию участка в соответствии со вспомогательными видами его использования. Так, например, в ПЗЗ Санкт-Петербурга в качестве общего правила закреплён следующий подход: часть площади земельного участка, занимаемая отдельно стоящими объектами вспомогательных ВРИ (с относящимся к ним озеленением, парковочными местами, иными параметрами разрешённого строительства, необходимыми в соответствии с действующим законодательством элементами инженерного обеспечения и благоустройства и иными обязательными параметрами), не должна превышать 15% общей площади земельного участка, а суммарная доля площади помещений объектов капитального строительства, занимаемых объектами вспомогательных ВРИ, не должна превышать 30% общей площади помещений объектов капитального строительства, включая подземную часть.

В отличие от основных и вспомогательных условно разрешённые ВРИ не могут быть выбраны собственником земельного участка по своему усмотрению – необходимо пройти специальную процедуру согласования (получить разрешение на условно разрешённый ВРИ), предусмотренную ст. 39 ГрК РФ.

В общем виде указанная процедура выглядит следующим образом.

Схема 1. ПРОЦЕДУРА СОГЛАСОВАНИЯ УСЛОВНО РАЗРЕШЁННОГО ВРИ

Для требования об обязательном проведении общественных обсуждений / публичных слушаний есть одно исключение: если условно разрешённый ВРИ участка включён в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в ПЗЗ порядке после проведения общественных обсуждений / публичных слушаний по инициативе заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешённый ВРИ лица, решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый ВРИ такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Следует отметить, что в большинстве случаев условно разрешённые виды использования даже после получения разрешения на их применение дают собственнику земельного участка меньше возможностей для его использования по сравнению с аналогичным видом разрешённого использования, если он является основным.

 

Выбор вида разрешённого использования

Помимо вышесказанного, есть несколько правил, которые следует учитывать:

А)   При наличии в проекте планировки территории указания на конкретный вид разрешённого использования свобода выбора ВРИ ограничена только указанным в ППТ.

Б)   Выбор (изменение) основных или вспомогательных видов разрешённого использования государственными и муниципальными органами и организациями осуществляется с учётом следую­щих правил:

1)    В отношении земельных участков и ОКС, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, указанные правообладатели уполномочены использовать земельные участки в соответствии с любым из установленных ВРИ. При этом закрепление выбора ВРИ земельного участка в государственном кадастре недвижимости не осуществляется, а достигается путём установления целевой правоспособности организации правообладателя земельного участка[7].

2)    Органами государственной власти и органами местного самоуправления ВРИ не выбираются, а утверждаются, и основанием для осуществления государственного кадастрового учёта изменений земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на соответствующем праве у названных государственных и муниципальных органов и организаций, в связи с изменением ВРИ наряду с соответствующим заявлением является распорядительный акт уполномоченного органа[8].

В)   Арендатор не вправе самостоятельно осуществлять выбор ВРИ и вносить изменения в ЕГРН об этом, а у арендодателя отсутствует обязанность изменять ВРИ земельного участка по требованию арендатора[9].

Аналогично, согласно позиции судов, арендодатель не вправе в одностороннем порядке изменять ВРИ переданного в аренду земельного участка[10].

Возможности взимания платы за изменение ВРИ

Общим правилом в настоящее время является отсутствие платы за изменение ВРИ.

Однако специальным федеральным законом[11] таким субъектам РФ, как Москва и Московская область, предоставлено право устанавливать плату за изменение ВРИ, предусматривающее возможность строительства.

В свою очередь, согласно ст. 12.1 закона г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» (далее – Закон о землепользовании) и Постановлению Правительства Москвы от 10.09.2013 № 593-ПП «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, преду­сматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешённого использования земельного участка не взимается»[12], изменение одного ВРИ земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой ВРИ, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, осуществляется при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка. Размер платы за изменение ВРИ земельного участка определяется с учётом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи заявления собственника земельного участка ВРИ и кадастровой стоимостью земельного участка с изменённым ВРИ. При этом применяются дополнительные коэффициенты. Для частных собственников земельных участков это повышающий коэффициент  местоположения (от 2.0 до 8.0). Для арендуемых у Москвы участков это также коэффициенты общей площади объекта, функционального назначения помещений и их базового стоимостного показателя, ренты и доходности земельного участка. Создание мест приложения труда в строящемся жилом доме или рядом является основанием для снижения платежа.

Определение и изменение видов разрешённого использования земельного участка, в отношении которого должен быть утверждён градрегламент

Если земельный участок входит в состав земель, в отношении которых градрегламент ещё должен быть утверждён, то необходимо учитывать, что в этом случае нельзя говорить о наличии основных, вспомогательных и условно разрешённых ВРИ, которые вводятся только градрегламентом.

В случае отсутствия утверждённых ПЗЗ, составной частью которых является градрегламент, а также в случае признания ПЗЗ недействующими[13] выбор ВРИ правообладателями земельных участков, расположенных в границах соответствующей территории, фактически невозможен, что является серьёзным ограничением в использовании земельных участков.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 закона № 191-ФЗ до 31.12.2017 решение об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков на другой вид такого использования принималось главой местной администрации с учётом результатов публичных слушаний / общественных обсуждений.

При этом без проведения публичных слушаний / общественных обсуждений принималось решение об изменении ВРИ при условии, что выбранный ВРИ не противоречит целевому назначению земельного участка:

  • если заявителем запрашивалось изменение ВРИ на другой, предусматривающий жилищное строительство;
  • если до введения в действие ГрК РФ вид разрешённого использования объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, уже был изменён на другой по действовавшим тогда правилам.

С указанной даты, в случае отсутствия градостроительного регламента, утверждённого в составе ПЗЗ территории, в границы которой включён земельный участок, а также в случае признания градостроительного регламента недействующим изменение вида разрешённого использования такого земельного участка фактически невозможно. При этом также невозможно понудить уполномоченный орган утвердить ПЗЗ[14].

Определение вида разрешённого использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются

В отношении сформированных земельных участков на землях таких категорий вид разрешённого использования должен определяться на основании данных кадастра недвижимости.

Если участок ещё не образован, то вид разрешённого использования будет внесён в кадастр недвижимости с учётом содержания схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ). Как предусмотрено пп. 4 п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ, в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указывается в том числе вид разрешённого использования, если на образуемый земельный участок действие градрегламента не распространяется (градостроительный регламент не устанавливается).

Наиболее проблемным является вопрос о возможности изменения ВРИ земельных участков, в отношении которых градрегламент не устанавливается (не распространяется). Федеральным законодательством такая процедура не предусмотрена, несмотря на прямое указание необходимости этого в п. 5 ст. 37 ГрК РФ.

В 2011 году Минэкономразвития предложило в таких ситуациях руководствоваться пп. 3 п. 1 ст. 4 закона № 191-ФЗ (изменение ВРИ актом главы местной администрации с учётом результатов публичных слушаний до 31.12.2017)[15]. Однако суды такую позицию, как правило, не поддерживали, полагая, что до момента закрепления соответствующей процедуры в законе изменение ВРИ невозможно[16].

В 2015 году Минэкономразвития свою позицию изменило. В письме от 26.06.2015 № Д23и-2963 оно отметило, что порядок изменения видов разрешённого использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, до принятия федерального закона может быть определён законодательством субъекта РФ. Фактически эта позиция прямо противоречит п. 5 ст. 37 ГрК РФ.

Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за четвёртый квартал 2013 г. применительно к землям сельскохозяйственного назначения указал на то, что градостроительное зонирование в отношении таких земель не осуществляется, ВРИ не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Порядок принятия решений об изменении ВРИ земельных участков, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 4 закона № 191-ФЗ, не применяется. До принятия специального законодательства изменение ВРИ для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Таким образом, до принятия специального федерального закона, регулирующего данный вопрос, в таких условиях единственным безопасным способом изменения ВРИ является изменение категории земельного участка на ту категорию, которая предполагает утверждение градостроительного регламента. Порядок и условия такого перевода предусмотрены Законом о переводе земель и были рассмотрены ранее.

В завершение отметим, что Государственной Думой РФ в настоящий момент рассматривается законопроект № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешённого использования земельных участков)», которым предлагается дополнить ЗК РФ главой, преду­сматривающей регулирование на комплексной основе вопросов, связанных с установлением, определением и изменением ВРИ участков.

В качестве лишь некоторых нововведений, предлагаемых законопроектом, можно привести следующие:

  • по общему правилу ВРИ устанавливаются регламентами использования земель (градострои­тельным, лесохозяйственным, положением об особо охраняемой природной территории);
  • разрешённое использование участков в ряде случаев устанавливается в соответствии с утверждённым проектом межевания (например, в отношении участков для размещения линейных объектов, участков, предназначенных для использования в качестве земель общего пользования);
  • прямо закреплено, что разрешённое использование участка считается установленным со дня внесения в ЕГРН сведений о ВРИ;
  • государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) учреждение вправе выбрать ВРИ участков из числа ВРИ, предусмотренных регламентом использования земель, при наличии согласия в письменной форме органов, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение. При этом соответствующие органы обязаны отказать в согласовании ВРИ участка в случае, если выбираемые ВРИ не соответствуют видам деятельности, указанным в учредительных документах таких предприятий или учреждений.

О конкретных сроках и перспективах принятия этого законопроекта ничего не известно.

 

[1] Приказ Росреестра от 01.06.2021 № П/0241.

 

[2] Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2019 № 304-ЭС19-23653 по делу № А75-13553/2018, Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2019 № 304-ЭС19-2321 по делу № А03-3362/2018.

 

[3] Постановление Верховного Суда РФ от 08.05.2019 № 46-АД19-7.

 

[4] Пп. 3 п. 22 ст. 3.1 Порядка ведения ЕГРН (утв. Приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к её заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки».

 

[5] Постановление Верховного Суда РФ от 03.08.2018 № 18-АД18-29, Постановление Верховного Суда РФ от 11.03.2016 № 304-АД16-220 по делу № А45-11841/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.12.2017 № Ф07-11018/2016 по делу № А56-5983/2016, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.01.2019 № Ф04-6845/2018 по делу № А70-7714/2018, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2016 № Ф10-3724/2016 по делу № А68-8647/2015.

 

[6] Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2018 № 304-ЭС18-12386 по делу № А75-13432/2017, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.05.2018 № Ф04-1489/2018 по делу № А75-13432/2017.

 

[7] Письмо Министерства экономического развития РФ от 10.11.2014 № Д23и-3952 «О видах разрешённого использования земельных участков».

 

[8] Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.09.2014 № 14-исх/10686-ГЕ/14; Информация Минэкономразвития РФ «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

[9] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.01.2020 по делу № 305-ЭС19-18488, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.11.2019 № Ф04-4744/2019 по делу № А46-2127/2019.

 

[10] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.2018 № Ф06-26446/2017 по делу № А57-16140/2017.

 

[11] Ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

[12] Существенные изменения в порядке определения платы за смену ВРИ были внесены Постановлением Правительства Москвы от 19.11.2020 № 2018-ПП.

 

[13] Определение Верховного Суда РФ от 13.05.2015 № 307-ЭС15-2404 по делу № А56-67410/2013.

 

[14] Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2014 по делу № А56-4772/2014.

 

[15] Письмо Министерства экономического развития РФ от 05.08.2011 № ОГ-Д23-834, от 15.12.2011 № ОГ-Д23-2457.

 

[16] «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2013 года» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2013 по делу № А21-2818/2012.

 

arrow