Коммерческие и офисные объекты облагаются повышенным налогом на имущество — исходя из кадастровой стоимости. Для этого региональные власти включают их в перечни (в Москве это перечень 700-ПП). В 2020 году Конституционный суд запретил устанавливать повышенный налог на здание лишь потому, что земельный участок под зданием имеет одним из видов разрешенного использования торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания. В постановлении № 46-П от 12 ноября 2020 года КС указал, что надо учитывать также предназначение и фактическое использование здания. Ведь смысл нормы в том, что объекты с большим доходом облагаются большим налогом.
В 2024 году Конституционный суд разъяснил применение этой позиции по запросу Федеральной налоговой службы. Она поставила перед КС такие вопросы:
- Применяется ли позиция из постановления № 46-П к периодам до дня его вынесения?
- Можно ли исключить в судебном порядке из перечней объекты, если они включались до даты постановления № 46-П, но решения о включении не оспаривались?
Конституционный суд напомнил, что после выхода постановления № 46-П обязательно учитывать предназначение и фактическое использование здания. Но само по себе постановление не дает неограниченному кругу налогоплательщиков возможность пересмотреть налоговые обязательства, уже исполненные в прошлые налоговые периоды, до 12 ноября 2020 года. Добиваться исключения объектов из перечней можно, но судебные решения по этим спорам не могут затрагивать обязательств перед бюджетом, которые уже существовали на момент вступления в силу постановления. В том числе — решения не могут приводить к возврату сумм, уплаченных по этим обязательствам, уточнил Конституционный суд.