Объект правонарушения – общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении деяний по самовольному занятию земельного участка или части земельного участка, выражающихся в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, в том числе использовании земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
В процессе рассмотрения дел по существу особое внимание уделяется вопросу установления воли собственника земельного участка на предоставление земельного участка в аренду, пользование привлекаемому к административной ответственности лицу[1].
Не образует состав административного правонарушения действия лица, выраженные в пользовании земельным участком или его частью пропорционально площади здания или нежилых помещений в здании, собственником которых лицо является. Указанное право на использование спорного земельного участка возникает у лица в силу закона (ст.ст. 271 ГК РФ, 35 ЗК РФ, 552 ГК РФ)[2].
Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.1 КоАП РФ, является формальным. Ответственность лица наступает за совершение противоправного деяния и не зависит от наступления вредных последствий[3].
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ» указано, что самовольное занятие земельного участка может выражаться в размещении на нём каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лицам, имеющим законное право на владение, пользование или распоряжение им, а использование – в засеивании сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений и т. п.[4]
Особое внимание следует обратить на перечень объектов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, которые могут размещаться на публичных землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам, например, относят площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж). Размещение таких объектов на публичных земельных участках не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, юридические лица, должностные лица, самовольно занявшие земельный участок или части земельного участка, в том числе использующие земельный участок без предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
[1] Так, отменяя решение нижестоящего суда, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (в Постановлении по делу № А32-27377/2016 от 18.01.2017) указал, что не имеет значения факт оформления права землепользования, поскольку субъект, дав согласие на владение и пользование обществу объектами концессионного соглашения, параллельно выразил свою волю на предоставление в аренду земельных участков, находящихся под объектами концессии; также отменяя постановление Управления Росреестра о привлечении к административной ответственности, Центральный районный суд г. Тулы (в Решении по делу № 12-3/2020 Тулы от 13.01.2020) указал, что отсутствие регистрации договора аренды земельного участка не образует состава административного правонарушения, поскольку воля собственника была выражена в распоряжении ТУ Росимущества о предоставлении земельного участка.
[2] Постановление ВС РФ от 29.08.2016 по делу № А53-18779/2015.
[3] Решение Суксунского районного суда Пермского края по делу № 12-34/2017 от 27.06.2017.
[4] К примеру, Арбитражный суд Иркутской области по делу № А19-8523/2020 от 18.08.2020 признал, что действия лица по использованию земельного участка под здание КПП и огораживающие конструкции ограничили свободный доступ третьих лиц, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.1 КоАП РФ; Верховный Суд Республики Дагестан в Постановлении по делу № 21-275/2019 от 02.04.2019 установил, что поскольку часть неразграниченного земельного участка распахана и засеяна лицом бахчевыми культурами, то действия лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.1 КоАП РФ.