КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД: ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЫ ВПРАВЕ РАССМАТРИВАТЬ СПОРЫ О НЕДВИЖИМОСТИ

Два собственника земельного участка решили его разделить, но не пришли к единому мнению о том, как это сделать. Их спор разрешил третейский суд ad hoc — Экономический арбитраж Северо-Кавказского округа. В 2022 году он прекратил право общей долевой собственности и признал за каждой из сторон спора право на конкретный разделенный участок.

Одна из собственниц предъявила это решение в районный суд, чтобы получить исполнительный лист, но столкнулась с отказом. Райсуд указал, что споры о праве собственности на недвижимость подведомственны лишь государственным судам, ведь отношения по дальнейшей госрегистрации права носят публичный характер. Иное нарушило бы публичный порядок.

Владелица участка обжаловала это решение, но все вышестоящие суды в системе общей юрисдикции его поддержали.

Решение КС

Следом собственница обратилась в КС, чьи судьи не согласились с коллегами. Исходя из его постановления, сама по себе публично-правовая составляющая правоотношений еще не означает, что спор должны рассматривать только государственные суды. Им стоит учитывать «степень концентрации публичных элементов в правоотношении».

Негосударственный арбитраж вправе рассматривать гражданские споры, в том числе о правах на недвижимость, указал Конституционный суд. Тот факт, что эти права необходимо регистрировать, не изменяет их гражданско-правовой природы.

В то же время, есть категория споров о недвижимости, которые действительно нельзя передавать в третейский суд. Например, наследственный спор, спор о приватизации или спор о подряде для государственных либо муниципальных нужд. Но эти дела расссматриваются только в госсудах не потому, что касаются недвижимости, а по другим основаниям, отметил КС.

Он отдельно акцентировал внимание на том, что суды должны детально мотивировать вывод о противоречии решения арбитража публичному порядку. Иначе они умаляют доверие общества к третейским судам.

Судебные постановления по делу собственницы указано пересмотреть, поскольку они расходятся с конституционно-правовым смыслом п. 1 ст. 131 ГК РФ и п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Подробнее: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision710188.pdf

Связанные практики

arrow