Юридический справочник землепользователя

3.8. Использование земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута

Использование земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (далее – использование земель без предоставления) является новым институтом в российском законодательстве, который был введён Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Использование земель без предоставления осуществляется в случаях, указанных в п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ:

  • проведение инженерных изысканий;
  • капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
  • строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
  • осуществление геологического изучения недр;
  • осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
  • размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 (далее – Постановление № 1300)[1];
  • возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

При этом закон прямо закрепляет правило о том, что использование земель без предоставления не даёт лицу право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства. В перечень объектов, установленных в Постановлении № 1300, входит множество объектов различного назначения от элементов благоустройства до объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, но в отношении которых законом не установлено требование по получению разрешения на строительство.

По общему правилу использование земель без предоставления осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, порядок размещения которых предусмотрен специальными законами[2].

В зависимости от установленных в п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ случаев использования земель без предоставления устанавливаются различные сроки действия разрешения:

  • в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более 1 года;
  • в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции, для осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии, а для целей возведения некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), на срок действия договора пользования рыбоводным участком;
  • в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и их общинам без ограничения срока.

Порядок выдачи разрешения на использование земельного участка без предоставления урегулирован ст. 39.34 ЗК РФ, а также правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244[3] (далее – Постановление № 1244). При этом порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ[4].

Несмотря на то что в действующем законодательстве закреплён принцип платности землепользования, следует отметить, что пользование землёй на условиях использования без предоставления осуществляется бесплатно, поскольку обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве. Ни разрешение на использование земельных участков, ни схема размещения объектов, ни договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не являются правоустанавливающими документами на земельный участок в том смысле, что они не порождают вещные права, подлежащие государственной регистрации, разрешая лишь ограниченное пользование и владение земельным участком, а потому использование земли без предоставления осуществляется бесплатно[5].

Вместе с тем использование земли без предоставления даёт и меньшую степень юридической защиты пользователю такого права по сравнению с вещными правами, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 39.34 ЗК РФ действие разрешения на использование земли без предоставления прекращается в любой момент со дня предоставления такой земли (земельного участка) гражданину или юридическому лицу.

Таким образом, в иерархии прав на земельные участки использование земли без предоставления является наименее защищённым видом прав по сравнению с иными видами вещных прав.

[1] Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

 

[2] Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

[3] Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

 

[4] См., например, Закон Санкт-Петербурга от 08.11.2019 № 521-118 «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута», Постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 № 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов», Постановление Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301 «Об утверждении Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области», Постановление Правительства МО от 08.04.2015 № 229/13 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута».

 

[5] Письмо Минэкономразвития России от 14.10.2016 № Д23и-4886.

 

arrow