Текущее регулирование порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, появилось в ЗК РФ с введением в него главы 5.1, которая была включена в ЗК РФ[1], и действует начиная с 01.03.2015.
До момента вступления в силу главы 5.1 ЗК РФ регулирование порядка предоставления земельных участков из числа государственной и муниципальной собственности находилось в зависимости от цели предоставления земельного участка – для целей строительства или для целей, не связанных со строительством.
Результатом вступления в силу главы 5.1 ЗК РФ стал отказ законодателя от действующей ранее концепции определения цели предоставления земельного участка, и на смену ей пришёл подход, в основе которого лежит принцип предоставления государственных и муниципальных земельных участков на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, прямо предусмотренных ЗК РФ.
Таким образом, сейчас вне зависимости от того, предоставляется ли земельный участок в целях строительства или нет, право собственности или право аренды на земельный участок по общему правилу предоставляется на торгах, если иное прямо не предусмотрено ЗК РФ.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ и носят исчерпывающий характер. Так, к основаниям предоставления ЗК РФ относит:
- решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
- договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
- договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
- договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Уполномоченными на предоставление земельных участков являются исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, компетенция которых определяется согласно ст.ст. 9–11 ЗК РФ[2].
Учитывая положения ст.ст. 9–11, 39.2 ЗК РФ, компетенция по распоряжению земельными участками зависит от того, в чьей собственности находится земельный участок:
В особом порядке разрешается вопрос об уполномоченном органе государственной власти в случае распоряжения земельным участком, государственная собственность на который не разграничена[3]:
1) Если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
Предоставление земельных участков уполномоченными органами государственной власти осуществляется, по общему правилу, за плату на торгах, что является способом реализации принципа платности использования земли и принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан[4], установленных ЗК РФ[5].
Бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков без проведения торгов допустимо только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов РФ, которые будут подробно проанализированы в разделах 4.2–4.4 настоящей главы.
Заметим, что п. 3 ст. 39.1 ЗК РФ прямо предусмотрена возможность применения положений главы 5.1 ЗК РФ к отношениям, связанным с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено ЛК РФ.
Также необходимо отметить, что положения главы 5.1 не могут применяться к отношениям, возникающим в связи с предоставлением находящихся в федеральной собственности земельных участков в собственность государственным корпорациям в качестве имущественного взноса РФ в соответствии с федеральными законами на основании решений Правительства РФ (п. 1.1 ст. 39.1 ЗК РФ).
[1] Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Ст. 39.2 ЗК РФ.
[3] П. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
[4] Принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан позволяет осуществлять регулирование использования и охраны земель в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
[5] Пп.пп. 7, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ.